Земля у озера в Тверской обл.

Путешествие из Валдая на Мшенские родники

Глава 1 - Бантустан Шуя

База отдыха Ватцы Валдайский Куршавель в Угловку и на Б/О Мельница Соколовские ключи Дача У ручья Дача Виктория Гостевой дом Никольское Дом отдыха Валдай Посёлок Рощино Путино-Дачное Северное сияние Шуя О Валдайском озере Об Иверском монастыре План Валдая Усадьба Зимогорье Дача Юрьино В Ерёмину гору Copyright О нашем турбюро Уменьшить (посмотреть окрестности)

"Русские крестьяне вымирают,
И все блага стали не для них..."
В.Н. Соловьев

Имеющим быстрый и бесплатный интернет для лучшего восприятия главы автор рекомендует включить проигрывание звукового фона страницы. В Internet Explorer-е для этого достаточно просто включить опцию "Музыка" в левом углу верхней строки меню (кликнуть мышкой по этому слову, чтобы оно стало не зачёркнутым). В других броузерах Вы этого переключателя не увидите, но можно кликнуть по ссылке на звуковой файл, который откроется в новом окне. Детская песня из советского прошлого - "Прекрасное далёко" - 4,6 Мб.)


По некоторым сведениям, деревня Шуя возникла на тракте "Валдай-Боровичи" в связи со строительством Иверского Богородицкого православного мужского монастыря, основанного Патриархом всея Руси Никоном в XVII веке. Однако это трудно сочетается с тем фактом, что до революции в этой деревне (как и в соседнем Зимогорье близ Валдая) жило достаточно много староверов, в основном, ямщиков, которые принадлежали к двум старообрядческим течениям: к беспоповскому федосеевскому (преимущественно), а с середины XIX века и к поповскому, Австрийской (или Белокриницкой) иерархии. Любимая обитель зачинателя церковной реформы Никона не могла заселить свою деревню старообрядцами, так что её история скорее всего древнее истории Иверского монастыря.

Деревня Шуя входила в приход села Зимогорье, здесь была деревянная часовня. В 1891 г в Шуе открылась церковно-приходская школа, где с 1896 г преподавал последний священник Зимогорской Иоанно-Предтеченской церкви Михаил Аполлосович Воскресенский. Он родился в семье священника в 1865 г, закончил Новгородскую духовную семинарию в 1886 г. Работал законоучителем в Боровичском уезде, затем в 1891 г был псаломщиком в Валдайском Троицком соборе, потом священником в Старорусском уезде и, наконец, с 1896 г - священником Зимогорской церкви. Одна из его дочерей - Евгения - работала учительницей в церковно-приходской школе в Валдае. В 1919 г М. А. Воскресенский был арестован по обвинению в контрреволюционной деятельности и отправлен в Новгород. Дальнейшая его судьба неизвестна. (По книге Ю. Н. Поведского "Валдайское приселье")

В советские годы около деревни Шуя был организован бобровый заповедник. Позже был основан Валдайский национальный парк.

Совхоз разорился

В годы перестройки существовавший в Шуе совхоз разорился. Сельское хозяйство почти умерло даже в частном секторе. Так, в 2000 году в Шуе держали 42 коровы, а в 2009м - всего 10.

Бывшая школа

В настоящее время большинство трудоспособных жителей Шуи работают или в соседних базах отдыха, или в Валдае. Молодёжь отсюда стремится уехать в города. Поэтому школу здесь недавно закрыли, а немногочисленных детей возят теперь на учёбу в Валдай. Детский сад в Шуе тоже закрыли.

Шуйская администрация

До 2011г Шуя ещё остается центром Шуйского сельского поселения. Но с 2012г оно присоединяется к Рощинскому сельскому поселению в связи со своей малочисленностью (около 400 жителей, средний возраст - 55 лет, детей до 14 лет - 8%, молодежи от 14 до 30 лет - 8%). Правда, летом число жителей резко возрастает за счет дачников, которых приезжает (по данным сельской администрации) до 2000 человек. Но это на решение о присоединении Шуи к Рощину не влияет.

В бывшем кабинете физики

Нынешнее "укрупнение" сельских поселений связано и с их безденежьем и напоминает выселение из "бесперспективных" деревень в советские годы. По закону, собственные доходы сельского поселения должны составлять не менее 15% его бюджета, а затраты на управленческий персонал не могут превышать 40%. Поэтому за время "перестройки" число "сельсоветов" в районе постепенно сокращалось с 14 до 4 (к 2012г). В 2008 году доходы некоторых сельских поселений района составляли чуть более 200 рублей на одного жителя в год (в Шуйском - около 500р, но в основном за счет дотаций из района). На эти деньги местная власть не может сделать практически ничего. И в этом наша беда. И это надо менять.

Валдай - рай?

Вообще, удивительно, как "сельсовет" с весьма дорогой землёй оказался вымирающим "банкротом"... В США, где основой бюджета муниципалитетов является налог на недвижимость, и при этом его ставка не символична, как у нас, территория с дорогой землёй была бы процветающей и 2000 столичных дачников существенно пополняли бы своими налогами местный бюджет, который мог бы ремонтировать дороги, содержать школы... А тут - денег нет ни на что. Молодежь уезжает из-за "отсутствия работы". В то время как некоторые дачники, затрудняясь в поиске непьющих и недорогих трудовых ресурсов, вынуждены в итоге завозить гастарбайтеров издалека для строительства и обслуживания своих дач. При этом и местные, и дачники не без оснований жалуются друг на друга... Вот так и живут в краю, называемом по привычке "раем"...

картина разрухи

Вообще, весь Валдайский район, как и вся Новгородская и Тверская области являются вымирающими территориями. Так, население города Валдай за 2009 год сократилось почти на 2% (- 272 чел.). Такая же картина и по району в целом (-470 чел.). Смертность за год превысила рождаемость в 2,2 раза (272 родившихся при 596 умерших). Кстати, среднемесячная зарплата (официальная) по Валдайскому району за 8 мес. 2009 года составила 12745 рублей. Безработица, правда, всего 2%. Но при этом 73% пахотной земли в районе не используется. (Цитируются данные, публиковавшиеся в районной газете "Валдай".) Точнее, её пытаются перепродать по спекулятивным ценам.

Стенд Прошлое нашего края

Проезжая в сентябре 2010г через Шую, я хотел снять пару фотографий об этом населённом пункте. И увидел распахнутые окна и двери бывшей школы. Зашёл... Впечатление было такое, будто я оказался в 1941-м году, в городе, из которого уже эвакуировались наши, но ещё не вступили фашисты (или наоборот?). Я ходил по разгромленным классам, где валялись собиравшиеся годами учебные пособия, книги, плакаты, и не мог поверить в реальность этой картины.

Не нужные книги

Я много видел умерших домов, но вид погибшей школы оказался тягостнее. Я впервые ходил по книгам, покрывавшим весь пол бывшей библиотеки... Какое варварство! Что ж это, до революции, при царе школа здесь открылась, детей было много, село развивалось, а сейчас, при нашем самом демократичном правительстве и заботливых (если верить телевидению) партии и власти - село вымирает, а школы закрываются? Вот на ежегодные развлекательные тусовки на Селигере тысяч "Наших" (эдаких новых комсомольцев при власти) деньги откуда-то находятся (110 миллионов в 2011 году), на миллионные (в долларах) гонорары футбольному тренеру, выписанному из-за границы, тоже находятся, а на простые сельские школы - нет! Образование для этих детей властям не нужно...

Разумное, доброе, вечное...

Всё это очень похоже на жизнь колоний где-нибудь в Африке или в Америке в далёком прошлом. Когда лучшие земли достаются колонизаторам. Когда завозятся дешёвые "гастарбайтеры" при вымирании местного населения. Когда умирает местная культура, а аборигены спиваются и деградируют... Всё это - сегодняшняя действительность российского Нечерноземья. Но если жизнь Нечерноземья сравнивать с жизнью колоний, то закономерен вопрос: а какая "страна" является нынешним колонизатором Российского Нечерноземья?

Рабам география ни к чему

К сожалению, Москва воспринимается многими провинциалами (особенно в районах "нашествия" дачников) - как Золотая Орда древними русичами. Собирает дань (налоги), уводит местную молодёжь в качестве "живой дани", назначает местных князьков, и "дарит" местным только своих новых "помещиков". И деньги-то у них другие (доллары), и говорят они через слово не по-русски, и живут иными ценностями. Как иностранцы. Поэтому и отношение у многих провинциалов к москвичам (к сожалению, без особого разбора, но только к незнакомым) зачастую - не очень доброжелательное... С москвича нередко стараются за любую услугу или товар "содрать" дороже. (В городе Конаково столкнулся даже с тем, что цена на автостоянку для тверских была ниже, чем для машин с московскими номерами.) Часто это отношение несправедливое, ибо настоящих олигархов или правителей народ видит редко. Но то же самое вы найдете в любой бедной стране. Прилетит простой учитель в Египет, а там местные арабы воспринимают его, как воспринимали в Советском Союзе любого иностранца - "богатей с шальными деньгами"... Таковы уж законы психологии.

Катимся вниз?

Интересно отметить то, что все метрополии, колонизировав бедные страны, потом неизбежно получают в ответ встречную "колонизацию снизу", путём нелегальной миграции бедноты колоний в метрополии... А с ними - и миграцию их порядков и ценностей, и кучу социальных проблем. "Мечеть парижской Богоматери" - уже почти не фантастика. И это же повторяется и с Москвой и Питером, притом, ещё с советских времен. К чему всё это приведёт? Об этом власти метрополий не думают. Живут только сегодняшним днём...

Как написала на эту тему Юлия Латынина в статье "Рой или Антибулочник": "Если основные деньги в стране зарабатываются на рынке, то компании размещают производство там, где по оптимальным ценам можно купить землю и рабочую силу. Это автоматически обеспечивает децентрализацию экономики. Если основные деньги зарабатываются с помощью административных решений, то компании стремятся обосноваться там, где подписанное решение приносит больше всего прибыли. Это автоматически обеспечивает сосредоточение всех, кто хочет заработать деньги, в Москве. В результате с административной точки зрения страна делится на Москву, где никто не принимает решений, потому что у разных кланов слишком разные интересы, и всю остальную территорию, где никто не принимает решений, потому что надо спросить Москву. С точки зрения транспортной Россия делится на Москву, по которой нельзя проехать из-за пробок, и на остальную территорию, из-за которой нельзя проехать из-за отсутствия дорог."

Конец Шуи

Вот и получается, что существует Шуя как какой-нибудь бантустан в ЮАР, или резервация индейцев в США, если не хуже. "Под боком" у одной из многочисленных "(супер)дач" Президента страны, на реконструкцию которой щедрой рекой льются миллиарды бюджетных рублей... А здесь - даже школа не нужна, и никакое развитие - тоже. Удел "аборигенов" - быть рабочей силой на базах отдыха и дачах приезжих.

Когда эта статья была уже написана, обнаружился дополнительный факт. Жители Шуи остались без воды. Артезианская скважина, отработав 32 года, засорилась. Делать новую - денег нет. Вместо водопровода люди вынуждены были вернуться к колодцу, воды которого не хватило на всех. На полтора месяца, пока эта проблема не всплыла в районной газете. "Назад, в будущее?"

Кстати, характерна фраза, которой закончили свою жалобу в газету (не властям!) валдайские пенсионеры на подобную же проблему (засорившийся колодец) на одной из улиц Валдая: "У нас просьба - установите колонку на нашей улице. Как жить, или мы люди не из России?" (выделено мной). Вот так. Люди чувствуют себя изгоями в своей стране. Просят не газ им в дома провести, не водопровод, а всего лишь прочистить общественный колодец, один на всю улицу. Как мало порой для счастья надо! И это - в "раю", под боком у дачи Президента... Вот уж действительно: "кому жемчуг мелкий, а кому - щи жидкие"...

И кажется очень уместным здесь стихотворение (ранее не публиковавшееся) ушедшего от нас Вышневолоцкого сельского поэта В.Н. Соловьева

Заненастились светлые дали,
Сизый тополь дрожит над рекой.
Мы небесную манну не ждали,
Но разрухи не ждали такой.

Все мы мечемся, как на вокзале,
И не вырваться нам из оков.
Может, всё-таки, правду сказали,
Что Россия - страна дураков?

Да, дурнее, конечно, нас нету.
Мы теперь, как ненужный тираж,
Показали себя всему свету -
Нашу тупость, и глупость, и раж.

Что же делать, скажите на милость?
Чем помочь нашей общей беде?
Вон, русалка и та утопилась,
Значит, трудная жизнь и в воде...


P.S. Отвлечение от темы - оговорки для правильного понимания.

1) Моя позиция. Некоторые читатели восприняли эту главу, как моё собственное выступление против экспансии москвичей. Нет, я лишь затронул проблему, которую вижу и которая тревожит меня, потому что не замечать и замалчивать её - глупо. Думаю, обществу пора задуматься об уродливой централизации нашей экономики и, как следствие, унизительном расслоении уровня жизни в единой, казалось бы, стране.

2) О дачниках - провинциалам. Провинциалы нередко не хотят видеть, что среди московских дачников есть те, которые заработали свои деньги напряженным трудом и инициативой. Зачастую это "вчерашние" выходцы из той же провинции, которые не стали сидеть и ждать манны небесной в своих "тьмутараканях", а приспособились, сменили место жительства, стали жить по правилам "империи", и чего-то смогли добиться в ней. Добиться своим умом, упорным трудом, ценой своего здоровья, потому что живут в грязной и шумной Москве, забитой пробками. Не стоит никогда "грести всех под одну гребёнку". Зависть - не оправдание собственной лени и безинициативности. Зарабатывать и нормально жить можно везде. Но для этого надо проявлять инициативу и не лениться менять собственную жизнь.

3) О селе - москвичам. Да, местные жители часто - не идеал. И ленивы нередко, и пьют многие, и часто недостаточно инициативны и предприимчивы... Но это не только вина их, но и беда. Советское государство сделало многое для "раскрестьянивания" России. "Раскулачивание" миллионов самых инициативных и трудолюбивых крестьян, голод из-за поборов в виде налогов, которые "с мясом выдирали молоко", "крепостное право" невыдачи паспортов, рабская принудительная работа за "палочки"... В результате люди или бежали сами в города, или способствовали "бегству" своих детей... А природа не терпит пустоты. В опустевших сёлах поселялись не только пенсионеры из мегополисов, но и люди, освободившиеся из мест лишения свободы, и пьяницы, пропившие свои городские квартиры. Сейчас ещё стали всё чаще переезжать из национальных окраин "империи"... Получилась своего рода государственная отрицательная селекция сельских жителей... Вывели Борщевик Сосновского и засеяли им российское Нечерноземье... Российское государство в большом долгу перед селом. И должно помогать ему сегодня всеми силами. А это будет только если в обществе созреет понимание такой необходимости. Ведь власть - производная от общества, как ни крути.

4) Ответственны ли рядовые граждане за политику своих властей? Не рядовые москвичи сделали так, что почти все налоги всех крупнейших госкорпораций России платятся в Москве... Не рядовые дворяне развязали войну с Германией в 1914-м, которая привела к обнищанию масс россиян. Не рядовые немцы напали на Россию в 41-м, но гитлеровская верхушка. Только вот социальный взрыв никогда не разбирает, кто прав, кто виноват... Когда маятник качнётся в обратную сторону - достаётся всем: и виноватым (меньше, т.к. они шустрее и часто успевают сбежать) и невиновным (их больше и они не ожидают удара). Так пострадало российское дворянство и духовенство после революции 17-го года и гражданской войны. Так пострадали все немцы (даже мирные обыватели, старики и дети) в 45-м. Так страдали все граждане метрополий, поселившиеся в колониях, когда те становились независимыми. Страдали "заодно", без персональной вины. Но раз история или Бог всё же наказывает, значит, наверное, есть какая-то хоть косвенная вина? Хотя бы в том, что не замечали безобразий, творящихся вокруг, и не боролись с ними в меру своих сил. Не дай нам Бог вновь докатиться до русского бунта, бессмысленного и беспощадного...

P.S. На эту же тему привожу интересную ссылку на статью "Устный счёт (Ответ оккупанту)", опубликованную в июне 2010г и написанную с участием главы Оленинского района Тверской области Олега Дубова, талантливого журналиста в прошлом. Очень рекомендую прочесть!

Автор благодарит рецензентов, которые своими доброжелательными замечаниями и критикой помогли ему точнее и однозначнее сформулировать свою позицию по сложным темам этой главы: профессора Георгия Гаузе (Москва - Удомельский район), Татьяну Потагину (Валдай), Андрея Зайцева (Москва - Окуловский район).


Предыдущая глава  | В начало  |  Следующая глава.

меню раздела :
общие сведения
0) страна заборов
1) бантустан Шуя
2) погост Турны
3) Сопки
4) Широкое
5) Лыкошино
7) Мшенские родники
см. в др. разделах :
интересное в Валдае...
экскурсии в Волочке...
экскурсии в Удомле...
история Голуб. озер...
история Поддубья...
отчет о внедорожной поездке вдоль Мсты
сплавы по Мсте
где отдохнуть...




Система Orphus
страница создана: 11.06.10, последнее обновление: 27.12.11, (copyright) Алексей Крючков