Земля у озера в Тверской обл.

Путешествие из Валдая на Мшенские родники

Глава 5: Лыкошино

Имеющим быстрый и бесплатный интернет для лучшего восприятия главы автор рекомендует включить проигрывание звукового фона страницы. В Internet Explorer-е для этого достаточно просто включить опцию "Музыка" в левом углу верхней строки меню (кликнуть мышкой по этому слову, чтобы оно стало не зачёркнутым). В других броузерах Вы этого переключателя не увидите, но можно кликнуть по ссылке на звуковой файл, который откроется в новом окне. Эта страница озвучена песней Олега Митяева "Давай с тобой поговорим" - 2,8 Мб.)
Поворот на Бологое

Вообще-то, маршрут на Мшенские родники проходит, не заходя в Лыкошино. Только оно покажется вдали, как вот он - указатель поворота на Бологое! Но это, ежели торопиться, как в Москве, то можно и вообще никуда по пути не заезжать и всё проскочить мимо... Мы же едем, не торопясь, заворачивая от любопытства по пути везде, где только можно хоть что-то интересное посмотреть. И если путешествовать так, то завернуть в Лыкошино - стоит!


5.1. Станция Валдайка.

Дома под берёзами
Старый дом

Железная дорога делит село на две половины. Посмотреть что есть в каждой из них. Первую остановку стоит сделать у поворота дороги, уходящей к тоннелю под железкой. Здесь обращают на себя внимание целый ряд старинных купеческих домов. Какой-то тихой провинциальной патриархальностью и неспешностью старинной жизни 19-го века веет от них...

Дом на углу
Купеческий дом

Лыкошино возникло как станция на строящейся Николаевской железной дороге. И поначалу называлось Валдайка (по реке, которую здесь пересекает железка). Но после прокладки железной дороги в Валдай, стала возникать путаница с почтовыми отправлениями. Поэтому станцию Валдайка переименовали в Лыкошино, по названию близлежащей деревни, существующей рядом.

Дом за линией
Отделение банка

А старое название сохранилось в названии сельского округа, ибо ныне село Лыкошино - центр Валдайского сельского округа Бологовского района. Это как Тверь - центр Калининского района или С.Петербург - центр Ленинградской области. Названия нередко сохраняют историческую инерцию.

Каменная кладка
Предки строили на века

Заглянув в окна одного из заброшенных тут домов, я с удивлением обнаружил, что его стены сложены не из традиционных кирпичей, а из ледниковых валунов, собранных на полях. Такая кладка обычно встречается в горной местности, где камней много. А здесь их сбор требует довольно много трудозатрат. Позже мне сказали, что в советские годы здесь располагался молокозавод.

Постоянных жителей здесь - около тысячи человек. В селе работает дом культуры, школа-интернат, пекарня, отделение Сбербанка. Не дожили до нашего времени и закрыты: молокозавод, водозабор, станция Октябрьской железной дороги, перчаточная фабрика и участковая больница.


5.2. О железной дороге

Итак, Лыкошино возникло благодаря строительству железной дороги. Указ о её строительстве между С.Петербургом и Москвой был подписан императором Николаем I-м 1-го февраля 1842 года. В указе было признано за благо даровать "сообщение, которого устройство хотя и сопряжено со значительными расходами, но обещает государству выгоды многоразличные и соединит обе столицы как бы воедино".

Барельеф в честь постройки железной дороги

Сооружение магистрали началось весной 1843 года. Дорогу строили подрядным способом, то есть государство давало частным лицам подряды на производство тех или иных работ. Подрядчики сами нанимали рабочих и сами устанавливали оплату труда им. Вербовщики разъезжали по многим соседним губерниям. А поскольку свободных рабочих рук тогда было очень мало (большинство населения страны составляли крепостные крестьяне), то вербовщики "покупали" рабочих у помещиков, на сезон - с 1 мая по 1 ноября.

Официальное открытие железной дороги состоялось 1 ноября 1851 года. На её строительство было затрачено 64.660 тысяч рублей. Стоимость одной версты составила 132,5 тысячи рублей. Строители возвели 187 мостов, 19 путепроводов, 34 пассажирских станции, 18 локомотивных депо, "перелопатили" 97 миллионов кубометров грунта. Это было первое таких масштабов строительство в северных широтах. По норме, каждый из нескольких тысяч землекопов должен был ежедневно накопать 660 пудов земли (около 5 кубометров) и отвезти её на расстояние 50 саженей. Не удивительно, что на таком тяжелом труде рабочие болели и умирали тысячами.

После постройки железной дороги значение сухопутной и водной дорог в С.Петербург резко упало. Упали и грузо- и пассажиропотоки через уездный центр - город Валдай, вследствие чего он стал хиреть и терять население, богатство и своё значение.


Вид от входа

5.3. Храм

Если после проезда в тоннеле под насыпью Октябрьской ж.д. свернуть налево и переехать по мостику на левый берег Валдайки, а затем свернуть направо (вдоль реки), то через 100 метров слева, за стадионом, будет симпатишная берёзовая рощица, взбирающаяся на холмик, на вершине которого вы увидите развалины старой кирпичной церкви. Она находится в крайне аварийном состоянии, и заходить внутрь - рискованно тем, что может свалиться кирпич на голову, поэтому лучше осмотреть здание только снаружи.

Старая церковь

Это - храм в честь Иверской иконы Божией Матери, построенный примерно в 1870г по проекту Константина Андреевича Тона. Того самого Тона, который спроектировал знаменитый храм Христа Спасителя в Москве - главный храм современной России. Придворный архитектор Николая I, ректор Императорской Академии художеств, он известен также по ряду известных построек в Санкт-Петербурге и пригородах, Новгороде, Казани, Кремлёвского дворца в Москве, железнодорожных вокзалов Московского в Петербурге и Ленинградского - в Москве. Автор "псевдорусского стиля", характерного для эпохи правления Николая I-го.

Вход в храм

Старая церковь построена из кирпича в этом же стиле. К бесстолпному центрическому храму с востока примыкает апсида, с запада - притвор с ризницей над ним и крытая небольшая паперть. Возвышавшаяся над притвором звонница не сохранилась. Ярусная композиция основного объема состоит из двух разновеликих восьмериков и завершена невысокой восьмигранной кровлей. Венчающая глава утрачена. Восточный фасад украшен огромным декоративным восьмиконечным крестом на всю высоту апсиды. Верхняя часть креста решена в виде оконного проема, чей темный проем снаружи и ярко светящийся внутри "витраж" составляют интересный и редкий для православных храмов приём.

Дом священника

Апсида перекрыта системой подпружных арок и коробовым сводом с распалубками. Боковые апсиды (жертвенник и дьяконник) имеют деревянное плоское перекрытие. Притвор имеет коробовый свод, прорезанный в юго-западном углу отверстием, через которое по деревянной винтовой лестнице можно было попасть в светлое просторное помещение, предназначавшееся, вероятно, для ризницы, а из него так же винтовая лестница вела выше на ярус звона. Сложное построение объемов церкви с широким применением деревянных конструкций - характерный прием строительства в данном регионе. (Использованы материалы книги "Памятники архитектуры Тверской области" Ред. Г.К. Смирнов. - Тверь, 2002.)

Флигель у дома священника
Ворота сарая

А чуть западнее церкви сохранился 2-этажный кирпичный дом священника. Интересны детали зданий его двора: "флигель" и тележный сарай.

Церковно-приходская школа

А рядом ещё сохранилось ныне бесхозное деревянное здание церковно-приходской школы, в котором в советское время располагалась участковая больница, а сейчас - гуляет один ветер да царит холод запустения...

А ближе к железной дороге, у входа на поселковое кладбище, в 1992 году построили новую небольшую и скромную церковь с одноименным названием. Но она внешне не представляет ничего интересного.


Школьный музей
Поделки учеников

5.4. Школьный краеведческий музей

Если от храма проехать далее по левому берегу Валдайки, то вскоре мы заметим 3-этажное здание школы-интерната. Нынче здесь учится мало учеников, поэтому возник некоторый избыток помещений в большом здании школы.

Благодаря этому, 4 кабинета отведены для размещения экспозиций школьного краеведческого музея. В одной комнате собраны исторические сведения и документы, в другой - предметы русского быта и культуры, в третьей экспозиция посвящена Великой отечественной войне и землякам-фронтовикам, и самый новый раздел - о земляке, художнике Сергее Васильевиче Чехонине.

Обычно не часто при путешествиях знакомишься с местными краеведами - как-то неудобно отвлекать людей от их дел ради твоего безделья. Но тут был повод: готовясь к эскурсии в мае 2010г, я наткнулся в Интернете на сайте Бологовского музея на интересную краеведческую работу ученицы местной школы. По ней возникли вопросы, захотелось их выяснить.

Поделки из бумаги
Поделки из пластика

Установить связь дистанционно не получилось, поэтому однажды я просто заехал в эту школу и познакомился с учителем и краеведом Бойковой Ириной Алексеевной. Она показала мне замечательный школьный музей и подсказала много краеведческой информации для написания данной главы. Так вот, я смело могу рекомендовать читателям этот небольшой но уютный школьный музейчик для посещения.

Телефон школы (чтобы договориться о посещении музея) - 8-(48238)-91-218 (секретарь).


5.5. Панаевы и Некрасов

Некрасов на охоте - худ.А.Пластов

Если от школы проехать ещё далее по левому берегу Валдайки, то мы попадём в деревню Михайловское, где ранее была усадьба Панаевых, а ныне находится колония.

В середине 19-го века сюда, на станцию Валдайка, приехал инженер путей сообщения Валериан Александрович Панаев, который был назначен начальником 6 участка Северной дирекции строящейся железной дороги. Он приехал с братьями Ипполитом и Кронидом.

В те времена леса здесь изобиловали дичью, в реках водилась форель, добывалось много речного жемчуга, поэтому братья решили обосноваться здесь. Валериан построил дом на реке Шегринке, а Кронид купил у дворянина Казина превосходно устроенную усадьбу в соседнем Михайловском.

(Кстати, первый хозяин усадьбы - Казин Дмитрий Нилович - тоже интересный человек. Род. в 1791 г., из дворян. Получил образование во 2-м кадетском корпусе и с 1811 г. служил в Таврическом гренадерском полку. Участвовал в битвах под Бородиным, Красным и под Лейпцигом; в 1816 г. за болезнию уволен в отставку. В 1823 г. причислен к Кабинету Его Величества; 13 января 1829 г. назначен директором гранильной и бумажной фабрик; 10 октября 1848 г. назначен членом Кабинета; 7 июня 1849 г. — директором канцелярии капитула орденов, тайный советник. Умер после 1852 г. У Панаева Валериана Александровича он упоминается в его воспоминаниях.)

Но ещё до покупки усадьбы "Михайловское", в сороковые годы 19-го века, двоюродный брат здешних Панаевых - Иван Иванович Панаев - пригласил в эти края на охоту поэта Н. А. Некрасова, с которым он совместно издавал журнал "Современник". Охота была знатной и Некрасов приезжал сюда не раз. "Я охотился по железной дороге - эта дорога как будто нарочно пролегает через такие места, которые нужны только охотникам и более никому" - писал он И. С. Тургеневу в 1852 году. "В три мои поездки туда убил я поболее сотни белых и серых куропаток и глухарей, не считая зайцев…"

Авдотья Яковлевна Панаева (урождённая Брянская), с 1845 по 1863 годы была гражданской женой Некрасова и соавтором некоторых глав его романа "Три страны света" (1848), часть материала для которого собиралась здесь, на Валдайке. Есть предположения (достоверно не подтверждены), что здесь, в Михайловском, в 1855 году у Панаевой и Некрасова родился сын Иван, но вскоре умер. Отношения между Некрасовым и Панаевой были сложными, а их совместная жизнь нелёгкой. Они то сходились, то расходились, а в 1863 году произошёл окончательный разрыв.

Во время приездов сюда Некрасову довелось ему быть свидетелем строительства Николаевской дороги. Личные впечатления дополнились рассказами Панаевых об ужасных условиях, в которых жили и работали строители "чугунки". И в 1864 году появляется стихотворение "Железная дорога".

Труд этот, Ваня, был страшно громаден -
Не по плечу одному!
В мире есть царь: этот царь беспощаден,
Голод названье ему.

... Он-то согнал сюда массы народные.
Многие - в страшной борьбе,
К жизни воззвав эти дебри бесплодные,
Гроб обрели здесь себе.

Прямо дороженька: насыпи узкие,
Столбики, рельсы, мосты.
А по бокам-то всё косточки русские...
Сколько их! Знаешь ли ты?

Строительство железной дороги

...Мы надрывались под зноем, под холодом,
С вечно согнутой спиной,
Жили в землянках, боролися с голодом,
Мерзли, болели цынгой.

Грабили нас грамотеи-десятники,
Секло начальство, давила нужда...
Всё притерпели мы, божии ратники,
Мирные дети труда!

Братья! вы наши плоды пожинаете!
Нам же в земле истлевать суждено...
Всё ли нас, бедных, добром поминаете
Или забыли давно?..."

...Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную -
Вынесет всё, что господь ни пошлет!

Вынесет всё - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется - ни мне, ни тебе.

Полную версию стихотворения можно посмотреть здесь.

Картина Л.Константинова

На территории усадьбы Панаевых "Михайловское" был двухэтажный дом, вокруг него - парк, напротив дома - пруды, где плавали лебеди. Парк украшали тенистые аллеи и было много цветов.

Панаевы завели солидное хозяйство: на крупяном заводе работало до 40 рабочих, в год перерабатывалось 18 тысяч четвертей зерна на 30 тысяч рублей. Это зерно отправлялось в Петербург, в Валдайский, Демьянский, Боровичский уезды. Были у Панаевых и две водяные мельницы: одна на реке Валдайка, другая - на р. Званка.

Во времена Панаевых в деревне проживало 116 человек и было 24 жилых строения. Панаевы также владели землями в п. Лыкошино. Именно на их землях и был построен старый храм Иверской иконы Божией Матери, а также при нём дом для священника и церковно - приходская школа. В 1911 году в Михайловском была построена часовня.


5.6. После революции. Колония.

Здесь был усадебный дом

После Октябрьской революции усадебный дом Панаевых был разорён. В 1925 году на месте бывшей усадьбы Панаевых была открыта "колония" (точнее - "лечебно-исправительное учреждение"). Первые колонисты "лечились" и "исправлялись" на лесоповале, возили брёвна на быках и лошадях - тяжеловозах, выращивали овощи в подсобном хозяйстве. Все заключённые жили за колючей проволокой, но могли и свободно перемещаться по посёлку.

Усадебный пруд в Михайловском

В то время ещё сохранялись следы помещичьей усадьбы Панаева. Чудесные пруды, голубые ели, серебристые тополя. Поддерживались в порядке и барские клумбы, полные благоухающих цветов. В прудах водились зеркальные карпы. Пруды были связаны каналами таким образом, что по ним на лодке можно было проплыть до реки Валдайки.

Остатки усадьбы

В 1951 году исправительно - трудовой дом в д. Михайловское был преобразован в учреждение для туберкулёзных больных. А в 1990 году оно получает статус исправительно - трудовой колонии для содержания больных туберкулёзом.

Дом, где отдыхали Ульяновы

Любопытно отметить, что косвенные соучастники разорения усадьбы Панаевых тоже любили отдыхать здесь же, в Валдайке. Так, летом с 1895 по 1897 здесь жили Н.К. Крупская и агент "Искры" Л.М. Книпович. В 1915 отдыхали М.А. и М.И. Ульяновы, А.И. Ульянова-Елизарова, Д.И. Ульянов, М.Т. Елизаров. Вот так дачные соседи "удружили" друзьям Некрасова... Дом, где они отдыхали, сохранился и его можно увидеть с возвышенности что восточнее железной дороги.

Лыкошино, вид с холма
Провинциальная тишь

Возвращаться из Михайловского в Лыкошино лучше по Боровичскому шоссе, выехать на которое можно по тамошнему мосту через Валдайку. При подъезде к железной дороге стоит заехать на горку при железной дороге, откуда открывается красивый вид на восточную половину Лыкошино.

Отсюда, сверху, эта часть Лыкошино видна, как на ладони. Жизнь, кажется, течёт медленно и тихо, по провинциальному спокойно. И стороннему путнику может показаться, что никаких городских проблем здесь нет, ни суеты, ни пробок, ни нервотрёпки... Но это - только кажется, ибо везде - свои проблемы и трагедии.


Крушение Невского экспресса
Крушение Невского экспресса

5.7. Невский экспресс

27 ноября 2009 г. в 4 км севернее ст. Лыкошино был совершен террористический акт - подорван скоростной фирменный поезд № 166 "Невский экспресс". Случилось это в 22 часа 34 минуты. В результате крушения поезда с рельсов сошли три вагона. Были травмированы 96 человек, 26 человек погибли. В поезде находилось 682 человека (включая членов локомотивной и поездной бригады и пассажиров). Вследствии крушения движение поездов прервано, пассажирские поезда направлялись в обход.

Домик Путина

Ближе всех к месту трагедии оказался дом 78-летней пенсионерки - железнодорожницы Елены Михайловны Голубевой. В него приносили тяжелораненых, и Елена Михайловна оказывала им первую помощь. Все, что было у нее тогда в ветхом домике, она отдала пострадавшим. Отдала последнее.

Благодаря СМИ об этом узнала вся страна, узнало и руководство "Российских железных дорог" и председатель правительства В. Путин. За месяц для Елены Михайловны построили новый дом на станции Лыкошино. Теперь этот новый дом - ещё одна достопримечательность Лыкошина.

А ведь до трагедии, когда Елена Михайловна жила в своем старом доме на полустанке, она неоднократно обращалась к властям с просьбой помочь заменить прохудившуюся крышу. Ведь когда начинался дождь, ей приходилось подставлять тазы и баки. Но за 10 лет крышу так и не перекрыли.

Журналисты писали, что "Невский экспресс" был выбран мишенью террористов не случайно - фирменный элитный поезд с высокими ценами на билеты был популярен у чиновников Москвы и С. Петурбурга. Но пострадали от этого подрыва не только они: после крушения были пущены скоростные фирменные поезда "Сапсан", а недорогая "Юность" и ряд электричек на участках между Москвой и С.Петербургом были отменены. Таким образом, косвенно пострадали и тысячи небогатых жителей Тверской и Новгородской областей, а также множество дачников из Москвы и Питера. Пострадали, поскольку проезд на "Сапсане" стал стоить примерно в 5 раз больше, чем он стоил на "Юности". Подолгу стали простаивать закрытыми целый ряд железнодорожных переездов. Железнодорожные власти стали объяснять отмену электричек тем, что якобы население не покупает билеты на них и они убыточны. Да, "зайцев" стало много, но ведь именно массовое мздоимство контролёров приучило многих пассажиров не покупать билеты, а расплачиваться наличными с контролёрами по меньшей стоимости!

К этой теме очень подходит стихотворение уже умершего местного (вышневолоцкого) сельского поэта В.Н.Соловьёва:

 

Слышу я простонародья бурк:
"Дыры всё отечество латает!
Скоростной дороги в Петербург
Только нам теперь и не хватает!"

Детям не хватает молока,
Если есть, то цены - как на пиво!
Чья-то очень подлая рука
С нами забавляется игриво...

 

Тяжек и тернист России путь.
И никто не видит ясной цели!
Не сумели реки повернуть,
Но к разбоям повернуть сумели...

Не успели въехать в коммунизм
На хрущёвской тёмненькой лошадке,
Откровенный держится цинизм,
Весь на сваях, и гнилых, и шатких.

Подолгу закрыты переезды
 

А кругом и злоба, и враньё,
До чего же горько и обидно!
Налетело тучей вороньё,
Даже солнца ясного не видно.

Русичи, доколе нам терпеть?
Пока руки вдруг не повязали,
Дать отпор бандитам, чтобы впредь
Родину и души не терзали.

Электрички стали ходить реже

Весной 2011г у тоннеля под железной дорогой я увидел большие информационные щиты - указатели о наличии в 5 км мемориала памяти жертв этого крушения. Любопытство пересилило, и я свернул к мемориалу. Но рекламный щит опередил действительность - дорога быстро стала похожа на бездорожье, а после деревни - стала настоящим одноколейным просёлком, а мемориалом оказался простой деревянный крест...

Прости, Анюта!

5.8. P.S.

На повороте на Бологое стоит рекламный стенд - примета нынешнего, перестроечного времени. Долгое время он висел пустой, а осенью 2010 года его на долгое время вдруг "украсила" явно не рекламная, а самодельная надпись: "ПРОСТИ АНЮТА". И простая эта надпись долгое время вызывала добрую улыбку у проезжающих мимо водителей. А я подумал, что не всё ещё потеряно в нашей стране, если мы умеем признавать свои ошибки и просить за них прощения (пусть и неграмотно); и если умеем, как в этом примере, проявлять инициативу и находчивость, не боясь запретов и ограничений...


Предыдущая глава  | В начало  |  Следущая глава

меню раздела :
общие сведения
0) страна заборов
1) бантустан Шуя
2) погост Турны
3) Сопки
4) Широкое
5) Лыкошино
7) Мшенские родники
см. в др. разделах :
интересное в Валдае...
экскурсии в Волочке...
экскурсии в Удомле...
история Голуб. озер...
история Поддубья...
отчет о внедорожной поездке вдоль Мсты
сплавы по Мсте
где отдохнуть...




Система Orphus
страница создана: 11.06.10, последнее обновление: 25.05.11, (copyright) Алексей Крючков