Земля у озера в Тверской обл.

Что тормозит развитие туризма в Тверской области?

Март 1999г - сентябрь 2000г.
Опубликовано с сокращениями в областных газетах "Позиция" (19/09/00) и "Тверской курьер" (14/10/00)


Считаю, что в Тверской области прием туристов находится в длительном упадке. Большинство баз приема - физически и морально устарели, некоторые - закрылись для приема туристов («Озерная» и «Серебряники»), другие - существуют только за счет заказов по линии соцстраха (розничная продажа в них практически никак не налажена). Во многих райцентрах закрылись бюро путешествий (по моим сведениям: в Бологое, Вышнем Волочке, Осташкове, Торжке:). Количество экскурсионных поездок "выходного дня" по сравнению с «доперестроечным» временем сократилось катастрофически! Наша область даже свое выгоднейшее положение меж двух столиц использует весьма малоэффективно! И если б не обвал рубля в 98-м и не существование фондов социального страхования, то кризис приема туристов в области был бы еще сильнее!

Не раз уже в областной прессе были статьи - рассуждения на тему, как можно было бы повысить экономическую отдачу для области от туризма. Писали об этом и журналисты, и чиновники, и разные кандидаты: Не помню только, чтобы высказывались на эту тему руководители турфирм и баз приема - те, кто тянут сегодня воз туриндустрии. Может, их мнение не интересует никого: ни властей, ни общественность?

Между тем, все рассуждения о туризме непрофессионалов грешат абстрактностью. Вот, надо бы сделать то, а хорошо бы еще и это: А кто будет делать? За чей счет? Что им мешает делать это сейчас?

Любые проблемы правильнее рассматривать не абстрактно, а анализируя положение каждого из существующих субъектов данной сферы экономики. В туризме я бы выделил их три группы:

1 - "владельцы и управляющие объектов размещения" - профсоюзы (дома отдыха и санатории "Тверькурорта"), "турбазы" - акционерные общества бывшей системы Областного Совета по туризму, ведомственные и самостоятельные базы отдыха и гостиницы,

2 - коммерческие структуры, не владеющие собственными базами приема, но активно работающие с туристами (на отправку или на прием, в зависимости от выгоды),

3 - органы власти (федеральные, региональные и местные).

Вот мое видение каждой из этих групп.

Владельцы и управляющие объектов размещения.

На мой взгляд, причины торможения здесь следующие.

1 - существование "легких денег" Фонда социального страхования. Он является основным покупателем, "диктующим" свои условия большинству владельцев баз приема. По сути, это налоговые деньги, недоданные в виде зарплаты работникам, и поступающие в распоряжение чиновников (как при социализме). Но товар закупается чиновниками не для себя! Поэтому, независимо от личностей, эти "покупатели" всегда будет ориентироваться на хорошие личные отношения с тем или иным продавцом, на дешевизну путевки, но он никогда не смогут проверить качество "товара" на себе, ибо их всегда будут встречать и опекать на базах далеко не так, как рядовых туристов! То есть, рынка и "диктата потребителя" здесь нет и быть не может!

Конечно, соцстраховские деньги не дают владельцам объектов размещения больших возможностей в обновлении материальной базы домов отдыха и санаториев, к тому же соцстраховские отдыхающие приезжают мало денежные и мало пользуются дополнительными платными услугами. Но! По "закону инерции" спокойное привычное существование, пусть и бедное, для большинства всегда будет предпочтительнее, чем рискованные и хлопотные попытки добиться чего-то большего.

Чем это плохо? Ориентация объектов размещения на единственного заказчика (ФСС) делает их крайне зависимыми от его существования. Если завтра размер таксы на соцстрах снизят, то многие здравницы могут просто разорится, ибо они не готовы к работе в конкурентных рыночных условиях! Ведь и требования розничных заказчиков существенно отличаются от требований тех, кто получает путевки за 10% стоимости, а перестроить психологию обслуживающего персонала даже за один сезон - невозможно! И работа с массовой розничной реализацией требует создания системы рекламы и маркетинга, подбора партнеров-продавцов в других городах, оперативного компьютерного учета мест на разные сроки заездов и состояния расчетов с заказчиками, умения оперативно изменять цены при необходимости, требует выделения работников, способных квалифицированно и владея оперативной информацией отвечать на телефонные звонки заказчиков в любой момент. За один сезон этого всего не освоить! Тем не менее, не видно, чтобы наши здравницы к этому готовились, и не видно, чтобы областной Комитет по туризму пытался помочь им в этом:

2. Отсутствие рыночного механизма банкротства и перераспределения собственности. У большинства старых баз приема собственность общественная, то есть, по сути, ничья. Вышестоящие управители - должностные лица, может, и видят неиспользуемые возможности, но относятся к ним не так, как к своим личным... А частной собственности в туризме у нас практически нет!! Всякие АО (с бесплатно доставшимися акциями) - малоэффективны в силу низкой управленческой квалификации основной массы рядовых акционеров. И будут они долго и медленно разоряться при параллельной перекачке активов к действующим управленцам, из которых только часть потом, став владельцами, сможет эффективно работать...

3. Руководящие кадры. Не секрет, что в советские времена руководство базами отдыха было вроде тепленького предпенсионного места... С тех пор мало что изменилось! А руководителям почтенного возраста легче работать в стабильной привычной обстановке, чем в бурном море нашего "дикого рынка"... Сменять управленцев могут только собственники, по чьим карманам бьет неэффективное управление. Но системы отбора и подготовки кадров в тур отрасли области у нас как не было, так и нет (несмотря на все "программы" г-жи Железновой)! Ибо что с собственниками у нас - смотри выше.

4. Полномочия управленцев. Способные управленцы встречаются и сейчас, но в нынешних условиях "ничейной собственности" у них зачастую отсутствуют реальные права для постановки дела так, как нужно. Ибо контролирующие их чиновники, исходя из принципа "как бы чего не вышло", предпочитают не рисковать с новшествами, а жить по старинке, пусть даже с убытками, или без прибыли.

Турфирмы

Они, как рыночные структуры (поскольку зарплата на завтра им никем не гарантирована, а кроме своих рук и головы они почти ничего не имеют), более всего умеют работать и с розничным клиентом, и с базами приема, вкладывая в это свои умения, знания, свой труд и свои небольшие деньги.

Но редко кто из турфирм может похвастать идеальными деловыми отношениями с руководством баз приема. А ведь для успешного партнерства и хороших результатов нужны усилия обеих сторон! Какие проблемы обычно возникают? Отсутствие внимания и готовности сотрудничать со стороны руководителей баз приема (элементарные вопросы сотрудничества рассматриваются слишком долго, обязательства хоть и пишутся на бумаге, но часто не выполняются, не оценивается должным образом работа по рекламе и реализации путевок - директора баз приема часто предлагают перепродавать их за наценку, а это нерационально). Парадокс, но подчас большую заинтересованность и большую оперативность можно встретить у руководителей предприятий, владеющих ведомственными базами отдыха!

Словом, турфирмы хотят развивать прием, более-менее умеют делать это, но редко получают для этого приемлемые условия и потому вынуждены преимущественно заниматься более рыночным выездным туризмом.

Органы власти

Остаются власти и немного влияющие на них (посредством гласности и выборов) "общественность", пресса, политики... При фактическом отсутствии частной собственности в стране роль власти - определяющая.

1. Федеральные законы. Они только усугубляют положение баз приема, поскольку сложны, запутанны и постоянно меняются. Обилие всевозможных видов налогов, проверок, штрафов, лицензий, сертификатов - тоже не облегчают жизнь турбизнесу. Вообще, любую государственную власть можно экономически оценивать (в денежном выражении) по степени ее влияния на рост управленческих затрат в экономике. Чем запутаннее и непостояннее законы, чем выше риск потерь от штрафов, чем больше потери от коррупции, прямого или косвенного вымогательства гос. чиновников - тем затратнее, дороже такая власть для общества... Вот только мало кто в нашем обществе об этом думает. По моим замерам, до четверти рабочего времени теряется на административные нужды, не нужные ни потребителям, ни производителям услуг! Такова цена нынешней бюрократии. При Горбачеве было гораздо легче! Несуразными и противоречивыми законами (смахивающими на беззаконие) спутана по рукам и ногам вся отечественная экономика! Она у нас вообще не конкурентно рыночная, а полу криминальная, монопольно - олигархическая, причем, монопольное положение над обществом занимают именно те, кто максимально экономически и политически сросся с властями. Без этого большого успеха в нынешнем российском бизнесе достичь просто невозможно!

2. Областная Администрация. Создали, вслед за другими областями, комитет по туризму - благое начинание. Но руководить туда поставили непрофессионала, не учтя мнение профессионалов в этой сфере - руководителей здравниц, гостиниц, турфирм. Из простого экскурсовода - сразу <в князи>, в руководители отрасли области, как это по - ленински: "всякая кухарка..."

С чего бы начал любой профессионал? Наверное, с личного знакомства с тур бизнесом области: посетить все (без исключения!) базы приема, побеседовать с их руководством, послушать про их проблемы, пожелания к властям, посмотреть все своими глазами. Затем, встретиться с руководителями всех (без исключения!) турфирм области, и также выслушать их: про проблемы и пожелания... Чтобы дальше действовать сообща, в тесном взаимодействии, во благо общих интересов области... Это кажется так элементарно и так просто! Но даже этого не было сделано за все эти годы!! За 4 года своего сидения в начальственном кресле г-жа Железнова, по моим сведениям, так и не побывала ни в одном Доме отдыха области, и не провела встречи с руководителями всех (а не "избранных"!) турфирм области... (Хотя и собирала часть турфирм по своему субъективному принципу отбора...)

А если бы она выслушала турбизнес, и хотела бы ему помочь, то наверное пришла бы к выводу о необходимости добиваться упрощения всех бюрократических процедур, путами сковывающих развитие турбизнеса! Но не она, а я, рядовой предприниматель, добился снижения размера платы за лицензирование в 5 раз! Или вот были льготы по налогам на имущество для здравниц области, а потом законодатели решили отменить их. Кто встал на защиту здравниц? Где была позиция г-жи Железновой по этому вопросу?

Зато она, как истинный дилетант, увлеклась "рекламой" за бюджетные деньги. Вообще, мне непонятно, почему рекламой должны заниматься не менеджеры баз приема (которые полномочны принимать конкретные решения и несут за них ответственность), за свои деньги и на свой риск, а за счет бюджета - государственные чиновники, которые не отвечают лично ни за одно место в гостинице, ни за одну экскурсию? Я знаю, что в ряде стран такое практикуется, но я воспринимаю это, как замаскированную форму бюджетной "кормушки". Если бы даже наши областные депутаты захотели помочь развитию въездного туризма в Тверской области, то могли бы провести конкурс по наиболее эффективному освоению бюджетных средств, чем финансировать загранвояжи чиновников, от которых мало проку! Ибо нельзя рекламировать за рубежом объект размещения, пока в нем никто не готов хотя бы элементарно ответить на телефонный звонок на языке звонящего!

Денег на загранвояжи нужно, конечно, много (по признанию самой г-жи Железновой, одно только участие в Берлинской тур. ярмарке стоило около 5000$, кстати, намного ли после этого возрос поток немцев в нашу область?), а бюджет на это не очень-то раскошеливается. Вот тут, видимо, кстати и вспомнили про лицензирование с сертификацией! Хочешь жить и работать, как и раньше - плати! (Этакий государственный рэкет.) Причем, платить требовали не только за лицензию и сертификат, но еще и за некую "экспертизу", которую комитет навязывал всем турфирмам области в обязательном порядке, пока Антимонопольное управление по моему обращению не остановило их ввиду незаконности этих требований.

До развития ли тут приемного туризма при такой страсти к сбору денег с турбизнеса области? Хотя нет: всякая бюджетная начальственная структура стремится к тому, чтобы "протолкнуть" бюджетное финансирование на какие-то свои грандиозные планы, причем, чем грандиознее - тем лучше! Так и "наш" Комитет, на бумаготворчество и "планов громадьё" - плодовит не в меру... Говорить г-жа Железнова умеет! Но только попусту все: И где результат по прошествии 4-х лет работы? Результат не в виде бумажных отчетов о поездках на выставки и презентации (неофициально именуемых часто просто <выпивкой на халяву>)... А в виде увеличения количества и уровня качества приема туристов в области?

Для меня больший вес имела оценка деятельности Комитета по туризму, данная главой курортного Осташковского района в ТЖ за 2.04.98 в статье с характерным заголовком "Интерес территории почти не виден...": "Председатель комитета М.М. Железнова считает излишними консультации с населением территории, в чьих, собственно интересах и должна бы проводиться эта работа". Или горькие слова директора ОАО "Турист" Ю.Польского ("Вся Тверь", 1.10.99): "Нет у нас, к сожалению, организации, которая смогла бы не на словах, а на деле объединить всех, кто работает сегодня в тверском туризме. Не стал в полной мере такой организацией и существующий комитет по туризму!"

Вот, казалось бы, простая и совершенно не затратная вещь: получал наш Комитет бесплатные места на московских тур. ярмарках (на область получал, а не для себя лично!). Думаете, он соизволил приглашать туда всех, занимающихся приемным туризмом? Увы! Г-жа Железнова давно поделила всех на "хороших" и "плохих". В итоге "плохие", если не имели средств на участие в ярмарке, то могли распространять там свою рекламу только нелегально. Именно в таком положении оказались директор дома отдыха "Голубые озера" М.В. Кожурин и его заместитель (бывший глава Удомельского района) В.Н. Сидоренко... То есть, приемному туризму помощь от Комитета Железновой если и оказывается, то уж очень как-то избирательно... Вот так личные интересы и симпатии ставятся выше интересов дела, интересов развития приемного туризма в области!

Мы с домом отдыха "Голубые озера" объединенными усилиями достигли успехов в развитии дешевой рекламы приемного туризма через Интернет. Каждый 30-й посетитель нашего сайта (bluelakes.chat.ru) делает заказ! Масса положительных отзывов. Комитету бы этот опыт изучить и передать другим, но и этого не делается! Зато г-жа Железнова находит массу времени для устройства травли за критику в ее адрес, рассылая клеветнические письма кому только может: милиции, прокуратуре, в налоговые службы, местной администрации, в областные и районные СМИ! И все безрезультатно!

В общем, власть наша, имеющая больше всего полномочий и возможностей для развития приемного туризма в области, в силу своего непрофессионализма и субъективных моментов не только не помогает, но даже мешает развитию туризма, вытягивая из субъектов турбизнеса финансовые и временные ресурсы.

Хотелось бы, чтобы общественность поняла эту ситуацию, и учла бы ее на будущих выборах. Хотя, честно говоря, надежды большой у меня на это нет.

3. Местные власти. Всего 2 примера.

1) Хотел бывший колхозник получить в своем "родном" колхозе ("Молдино") свой земельный пай, чтобы построить гостевой домик для туристов - целый год оббивал пороги районных властей - все безрезультатно!

2) Хотел предприниматель возродить пустующее кафе перед въездом в Дом отдыха "Голубые озера" - везде вроде договорился, все затраты рассчитал, но тут на "запах" денег набежали "голодные" пожарные инспектора и такие финансовые требования выдвинули... (сделать пожарную сигнализацию в маленькой кафешке, по цене соизмеримую со стоимостью самого здания), что кафе это так и осталось пустовать! Причем, года 2-3 назад, с прежнего полуразорившегося владельца этой кафешки (РайПО) никто ничего не вымогал - а чего с нищего взять-то? Вот так местные власти "помогают" развитию бизнеса!

Вот и получается, что нынешние наши власти (на любом уровне) являются паразитической надстройкой над обществом и реальной экономикой. Прикрываясь рассуждениями об "общественной пользе" и основываясь на темноте основной массы избирателей, они, как злокачественная опухоль, высасывают соки из свободной экономики, всячески тормозя ее развитие!

меню раздела :
об авторе
аннотация статей
Переводы с туземного
О посредниках и "напрямую"
Слово и дело
интервью к дню туризма
воспоминания о краеведе Лобашове
идеальный договор между ТО и ТА
спринтеры и стайеры
Селигер и Валдай
WEB-дизайнер или автор - кто важнее?
о рационализации плана счетов
о лицензировании в туризме
кто мешает турбизнесу области
что мешает развитию туризма в обл.
об ответственности в туризме
как не ошибаться при выборе турпутевок
см. в др. разделах :
о турбюро Одиссей
история села Борки
по новой "царской" дороге
Цнинско-Есеновическое кольцо
Пути во Мшенцы
история Голубых озер




Система Orphus
страница создана: 18.02.02, последнее обновление: 01.04.03, (copyright) Алексей Крючков