Гостевой дом Никольское на Валдае

WEB дизайнер или автор - кто важнее?

В современном интернете преобладают взгляды, что дизайн - это чуть ли не всё, а содержание (презрительно именуемое "контентом" теми юнцами - троечниками, кто подзабыл русский язык) - это почти ничего... В крайнем случае, где-нибудь спереть можно.

Посмотрите любой сайт - везде вы найдете подпись web-мастера или дизайнера (называют себя по разному), но редко где найдете подпись автора (или редактора) сайта...

Между тем, дизайнер, по определению этого слова, всего лишь оформляет чужие мысли. Как машинистка раньше перепечатывала рукопись автора. Да, дизайн более творческая работа, чем у машинистки, и более значимая (поскольку в отличие от машинистки у него более сложные задачи, включающие удобство навигации по материалу, что требует, как минимум, его понимания) но по сути - схожая!

А теперь подумайте, почему предложений услуг авторов в интернете практически не встречается? (В отличие от рекламы услуг "дизайнеров"?) Почему интернет - сообщество осознает необходимость дизайнера и почти не осознает необходимости и значимость авторов?

Да очень просто! Все считают, что уж писать-то они умеют! Вот "программировать" сайт - пока не умеют (и в этом не стыдно признаться!), а писать - что тут не уметь-то? Ведь признать свою "недостаточность" (скажем дипломатично так) в таком, казалось бы, элементарном навыке - гораздо обиднее и потому сложнее для самолюбия!

И плодится на необъятных просторах Интернета безликая серятина... Может, красиво оформленная, но по сути - бесцветная, пустая. Оставляющая массу вопросов у читающего. С формулировками, допускающими толкование и так, и эдак. С противоречиями в тексте. С отсутствием логической структурированности излагаемого материала, да и удобной навигации в нем (поскольку навигация - всё же больше функция автора, чем дизайнера-оформителя, поскольку требует хорошего понимания структуры излагаемого материала).

Да, писать (как и читать) может сейчас почти каждый. Но вот далеко не каждого интересно читать другим... И дело тут даже не в литературном таланте, не в умении писать "красиво" (витиевато)! Наоборот, многословие (и пустословие) - такой же признак низкой квалификации пишущего, как и недосказанность о важных деталях. Поэтому дело - в умении ясно и четко ("грамотно") изложить материал (информацию). Точными формулировками. Подробно. Не упустив ничего важного. Логически структурировав его.

Тяжелее всего юношам, освоившим программирование, да и солидным дядечкам-заказчикам признать (хотя бы для себя, внутри себя, не публично) что они не владеют в должной степени таким элементарным навыком, как русский язык, умением ясно и четко излагать информацию. И поэтому им полезно для большей эффективности призвать на помощь в оформлении своего сайта кого-то другого, более способного в этом...

И тут выявляется еще один парадокс: оказывается, людей, умеющих хорошо писать (излагать материал) - гораздо меньше, чем выучившихся дизайну!! Похоже, техническим навыкам (дизайну) научиться легче, чем умению хорошо писать. Видимо, талант определенный нужен. Ибо не каждый, освоивший грамоту, способен стать Чеховым или хотя бы В.Песковым ...

Я не знаю, как лучше назвать эту "специализацию". "Писатель" пишет книги, "журналист" - статьи в газетах, "редактор" - редактирует чужие мысли, "филолог" - преподает, да и диплом имеет относительное значение тут. Поэтому я называю эту специализацию "автор", поскольку текст будет всегда личным, субъективным. Но не претендую тут на абсолютную точность этого определения.

Да, исходный материал будет официальным, немного корявым и неполным. Но хороший автор всегда сможет его переработать, дополнить и изложить по своему. Потому что он не просто переписывает данное, он (имею в виду хорошего автора) должен видеть описываемое по своему... (Маленький пример. Писал я раздел "бесплатные услуги в Д/О Валдай". Администрация на мой вопрос сходу назвала мне 6 или 7 пунктов (кстати, не закрепленных письменно ни в одном документе, кроме созданного мною описания). А я, в течение 2-3 лет постепенно добавил в этот раздел еще столько же пунктов... Эти услуги были реально и до того, просто никто в администрации не задумывался составить такой перечень, а когда я задал такой вопрос - не заметили (не вспомнили) половины из таких услуг! Привычное - не замечается! Вот почему так важен бывает посторонний, свежий взгляд.

Итак, автор (хороший автор) способен увидеть новые важные детали в описываемом. Но кроме того, он должен уметь и мысленно подробно представить себе восприятие человека, который будет читать написанное, чтобы предугадать все его возможные вопросы и попытаться заранее ответить на них. Это тоже не массовый талант! Люди слишком часто не понимают друг друга. Говорят каждый о своем. Не слышат сути задаваемых вопросов и отвечают не по теме. Говорят, словно на разных языках...

Вот, допустим, гипотетический директор отеля начнет описывать свой отель. Он напишет, что у него есть то-то и то-то. Он будет словно отчитываться о своих достижениях, о том, что важно для него, чем он гордится. А то ли будет искать в написанном его потенциальный потребитель? Наверняка он встретит в тексте массу отсутствующих, но важных для него подробностей: и о местоположении отеля, его окружении, о проезде туда, о работе сервисных служб, о работе персонала... Отсутствие таких важных подробностей будет неизбежно раздражать читателя! Именно поэтому люди так доверяют отзывам, потому что потребители обычно лучше замечают важные для них подробности, о которых администрация обычно или не догадывается сказать (в лучшем случае), или не хочет (в худшем)... А отсутствие некоторых подробностей может вообще породить конфликты по прибытии туристов на месте.

Например, я выбрал для отдыха один тунисский отель, потому что там в стоимость проживания входило много видов спорта: аквапарк, виндсерфинг, каяк, стрельба из лука, теннис... И они там действительно были! Но... Аквапарк закрылся на второй день нашего отдыха там (осень-с). (Хотя к этому мы были морально готовы.) Доски для виндсерфинга стояли в эллинге и не выдавались по той же причине. Каяк или катамаран можно было взять только с 11 до 15 не более чем на 20 минут (даже если других желающих вообще на пляже не было), и то только, если был полный штиль. К тому же, если взял сегодня каяк, то катамаран было уже нельзя, и наоборот. "Стрельба из лука" была в виде одного-единственного лука с 6-ю стрелами, стрелять из которого можно было только 2 раза в день по полчаса под руководством аниматора. Полчаса не одному! Собиралась толпа желающих, и устраивалась очередь. Если желающих было много, то удавалось стрельнуть только раз 6 в день... Теннисные корты имелись, но без освещения и ракеток была только одна пара... Теннисный же стол (и ракетки) были такие, что нормально играть на них было вообще невозможно!

Был ли в рекламе (на сайте) при этом обман потребителя? Прямого обмана вроде бы не было. Но была недосказанность, граничащая с обманом. Которая могла бы стать причиной обоснованных претензий потребителя в ином случае. В общем, для хорошего автора сайта подобное "умолчание" было бы просто недопустимо. В то время как дизайнер о подобных "мелочах" просто не задумается! Да не его это дело!

Кстати, то же касается и иллюстраций. Дизайнеры обычно обращают внимание на их "технические параметры" (размер, контрастность и т.п.), на их расположение на странице, но не часто заботятся о том, чтобы эти фотографии точно иллюстрировали бы какой-то текст. То есть, чтобы фото было бы достоверным, свежим и информативным (то, что как раз наиболее важно для потребителя!). Поэтому и появляются в сети массовые ляпы, когда вставляют "чужие" картинки (не только чужих авторов, но и совершенно не относящиеся к описываемому объекту, просто красивые)... Стремятся воздействовать на инстинкты, а не на сознание читателя! Или делают неправильные подписи к фотографиям. Или при воровстве текста, не разобравшись, допускают путаницу (как, например, фирма Русь-трэвел, "поместившая" Дом отдыха "Валдай" в Удомле...)

И тут мы подходим к принципам умной рекламы (которой в жизни, однако, почти не встречается), о чём я еще хочу написать отдельную статью. Скажу только, что если у читающего при прочтении появляются вопросы, которые не отражены на сайте, значит, автор был не очень хороший. Если он не может по заголовкам разделов быстро найти искомую информацию - тоже автор плохо сработал. Потому что не каждый читатель захочет запрашивать подробности письмом или по телефону (особенно если понимает, что устное слово "к делу не пришьешь", в случае обмана). И не каждый запросивший подробности сможет их дождаться или удовлетвориться подробностями, которые будет давать не автор, а менее способный дежурный работник...

Уместен вопрос - а каков объективный экономический критерий "хорошести" (талантливости) автора? И есть ли он вообще? Или это только субъективно?

На мой взгляд, критерий этот таков. Хороший автор делает текст, который вызывает доверие у потенциальных потребителей. Доверие вовсе не потому, что написано красиво, нет! Но потому, что написано подробно, точно, без прикрас, максимально объективно и продуманно. Написано для читателя, для потребителя, а не для продавца...

А доверие "конвертируется" затем в процент заказов с сайта... То есть, процент посетителей сайта, сделавших свои заказы.

Разумеется, на этот процент влияют и посторонние факторы. Например, некорректная реклама (спам или обманные баннеры) способны привлечь на сайт нецелевых посетителей, которые повысят посещаемость сайта и снизят процент заказов с него. Отсутствие рекламы, напротив, сужает круг случайных (нецелевых) посетителей и повышает процент заказов (потому что на сайт приходят через поисковики больше тех, кто ищет именно этот товар). Отсутствие товара (например, мест в Д/О Валдай в июле-августе) снижает процент заказов при существующем спросе. Качества самого товара тоже влияют, например, процент заказов на Д/О Валдай выше, чем на Северное сияние, при наличии обоих видов "товара". Цена влияет: если московские сайты предлагают тот же Д/О Валдай по более высоким ценам, чем мы, то заказчикам - интернетчикам не составляет большого труда найти (при желании) другого продавца (нас). Статус продавца влияет, например, потребители "по умолчанию" заранее обычно больше доверяют не посреднику (турфирме), а непосредственному владельцу товара (администрации отеля, который будет их принимать). Или доверие к человеку (продавцу), который работает в твоём городе и к которому можешь прийти, пообщаться лично, всё же выше, чем к продавцу, сидящему где-то далеко, "неизвестно где", и общение с которым исключительно виртуальное. (Не случайно многие москвичи предпочитают звонить нам, а не писать, видимо, чтобы убедиться, что мы действительно существуем и находимся на месте...)

И всё же, учтя все эти "посторонние" факторы, мы увидим, что из двух сайтов, представляющих в интернете одинаковый товар по одинаковым ценам продавцами одинакового статуса при примерно одинаковой рекламной активности эффективность сайта (то есть, процент заказов с сайта) будет выше у того сайта, где поработал хороший автор и сделал более качественный текст для заказчиков. Иногда даже это эффективнее, чем денежные затраты на рекламу, например, мы практически не тратили денег на рекламу приёма туристов, но постепенно вышли в число лидеров розничных продаж по Д/О Валдай, завоевав 20% розничной клиентуры! Среднегодовой процент заказов с сайта составляет у нас на протяжении нескольких лет около 3,2 - 3,5% с колебаниями в разные месяцы и по разным объектам от 1 до 5%.


P.S. Автор не ставил целей саморекламы при написании данной статьи, поскольку не предлагает подобных "авторских" услуг никому. Но написал эту статью прежде всего для внутренней полемики с многочисленными "дизайнерами", ворующими у него материалы с сайта или заваливающими его и его партнеров своей навязчивой саморекламой.

Кроме того, хотелось и просто обобщить свой накопленный положительный опыт, в противовес некоторым "прописным истинам", тиражируемым ныне повсюду.

Алексей Крючков

меню раздела :
об авторе
аннотация статей
Переводы с туземного
О посредниках и "напрямую"
Слово и дело
интервью к дню туризма
воспоминания о краеведе Лобашове
идеальный договор между ТО и ТА
спринтеры и стайеры
Селигер и Валдай
WEB-дизайнер или автор - кто важнее?
о рационализации плана счетов
о лицензировании в туризме
кто мешает турбизнесу области
что мешает развитию туризма в обл.
об ответственности в туризме
как не ошибаться при выборе турпутевок
см. в др. разделах :
о турбюро Одиссей
история села Борки
по новой "царской" дороге
Цнинско-Есеновическое кольцо
Пути во Мшенцы
история Голубых озер




Система Orphus
страница создана: 07.12.03, (copyright) Алексей Крючков